Доброе время суток дорогие читатели сайта decorhand.ru! В сети не очень много доступных для бесплатного изучения мастер-классов по имитации фрески в декупаже. Представляю Вашему вниманию конспект мастер-класса Натальи Колосовой «Имитация старинной фрески», в котором подробно автор показала все этапы работы и раскрыла некоторые секреты.

Материалы и инструменты.

  • Основа для фрески (холст, фанера, ДСП, кусок стены).
  • Грунт (подобранный под конкретную поверхность).
  • Фрагмент рисовой бумаги, декупажной карты или лазерной распечатки с мотивом для фрески.
  • Шпатлёвка для базового покрытия.
  • Структурная паста для рельефного покрытия.
  • Кракелюрная паста (при желании).
  • Акриловая краска Золото.
  • Акриловые краски в тон цветовой палитры изображения.
  • Строительная краска акриловая. Белая.
  • Битум на водной основе (или краска, разведённая водой до жидкого состояния).
  • Синтетическая кисть кошачий язык (удобна для подрисовки).

Подробнее о материалах  и инструментах для создания фрески здесь.

Этапы работы.

Этап 1. Подготовить поверхность.

В качестве основы для фрески может подойти практически любая поверхность: холст, кусок стены, забор, мебель, декоративное изделий и т.п. На выбранную поверхность наложить грунт, распределив его тонким равномерным слоем  по поверхности кистью или поролоновым валиком. Просушить слой грунта. Шкурить не обязательно, поскольку следующий слой — шпатлевка.

Подготовить поверхность к созданию фрески.

Этап 2. Наложить рельеф шпатлевкой с помощью мастихина.

При наложении создать фактуру старой стены. Просушить шпатлевку. Для полного высыхания желательно выдержать в естественных условиях время, указанное на инструкции к шпатлевке. После полного высыхания наждачной бумагой отшлифовать грубые выступы.

Наложить рельеф шпатлевкой с помощью мастихина.

Этап 3. Создать фрагмент позолоченного узора.

С помощью трафарета создать фрагмент объемного узора, который в готовой работе будет имитировать фрагмент кованного позолоченного декоративного украшения. Просушить до полного высыхания и затем сгладить фрагмент рисунка до естественной гладкости старого позолоченного металла.

Этап 4. Наложить «следы истории».

После просушки «наложить следы истории» — сделать сколы на штукатурке и создать повреждения на фрагменте, имитирующем позолоченный фрагмент.

Этап 5. Создать имитацию позолоты на фрагменте фрески.

Для этого нанести слой акриловую краску золото на узорный рельеф, имитирующий металлическую часть фрески. Краской покрыть рельеф полностью, чтобы не выступала штукатурка. Просушить до полного высыхания. Наложить второй слой краски золото и просушить до полного высыхания.

Создать имитацию позолоты на фрагменте фрески.

Этап 6. Наложить «следы времени» на позолоту.

Окрашенный золотой краской фрагмент нанести слой белой акриловой краски, полностью перекрывая замазанные части золотого рельефа. Сразу же, не дожидаясь высыхания белой краски безворсовой тканью стереть излишки, расчистив выпуклые части трафаретного рисунка. Позолоченный элемент словно выглядывает из-под белой краски. Позолоченные фрагменты должны выступать на столько, как бы хотелось видеть из в готовой работе. Слой белой краски полностью просушить.

Этап 7. Промежуточная лакировка.

Покрыть весь слой шпатлевки защитим слоем 2-3 слоями акрилового водного лака с промежуточной просушкой. Наносить надо несколько слоев, т.к. шпатлевка впитывает много влаги. И, необходимо, чтобы поверх слоя со шпатлевкой, образовалась плотная лаковая защитная пленка. Это нужно обязательно сделать, потому что впитываемость краски у бумаги и шпатлевки разная. В последующем, после нанесения фрагмента рисунка, нужно, чтобы не было разницы в цветах во время подрисовки. Шпатлевка и рисунок по-разному впитывают краски и по-разному отражают цвет. Лак надо брать именно водный, потому что на неводные лаки краска ложится плохо.

Этап 8. Наклеить распечатку.

Если использовать в качестве фрагмента распечатку, она должна быть сделана на лазерном принтере. Об использовании распечаток в декупаже можно подробнее почитать здесь. Можно использовать фрагменты из рисовой бумаги или декупажной карты. О том, как выбирать мотив для фрески можно почитать здесь.

Для данной работы вырвать нужный фрагмент. При необходимости замочить фрагмент в воде и наложить на подготовленную поверхность. Если это распечатка, ее можно вживить в лак. О том, как вживить распечатку в лаковую поверхность можно почитать здесь. Если распечатка наклеивается ее необходимо истончить. О том, как истончить распечатку можно почитать здесь. Наклеивать фрагмент рисунка необходимо очень плотно, чтобы избежать в последующем непредвиденных отслоек. Рисовая карта приклеивается с помощью нанесения клея прямо поверх рисовой карты.  Клеем необходимо обильно пропитать фрагмент рисунка. Наносить клей от середины к периферии, тщательно выгоняя воздух из-под рисунка. Подробнее о том, как работать с декупажной картой или рисовой бумагой можно почитать здесь и здесь. Излишки клея надо удалить с помощью впитывающей тряпочки.

Этап 9. Защитная промежуточная лакировка.

После полной просушки фрагмента покрыть работу 2-3 слоями акрилового лака. Лак лучше использовать на этом этапе шелковисто-матовый для приглушения глянцевого оттенка наклеенного фрагмента.

Этап 10. Нанести лессирующую подрисовку.

Подрисовку сделать акриловыми красками. Подобрать цветовую палитру, соответствующую изображению и общему духу работы. Намешать цвета таким образом, чтобы они как можно точнее попадали в тональность рисунка. Цвета в настенной живописи фактически не имеют резких границ и в подрисовке плавно переходят друг в друга. Красок бояться не надо. Даже если что-то пойдет не так, всегда можно вытереть ватной палочкой или перекрыть новым слоем краски, исправив работу. Подрисовку делаем маленькими мазками. Растягивая краску водой, формируем плавные переходы. 

Сделать акварельные разводы и создать легкую акварельную дымку по краям рисунка, перекрывая всю шпатлевку. Выровнять краску на границе рисунка и шпатлевки. Подгоняя цвет и выводя части рисунка за границы распечатки, протянуть веточки, травинки, части рисунка там, где это необходимо. Подрисовать недостающие участки рисунка. «Я сама себе хозяйка! Как хочу, так и рисую» — это правильная установка при подрисовке. Ошибиться нельзя, главное — чувствовать и делать так, как ощущается и чувствуется. Чтобы получались хорошие подрисовки надо учить себя замечать оттенки. Глядя на стену, например, попробовать увидеть, как можно больше оттенков. В природе нет чистых цветов, все, где цвета пересекаются, перекрываются.

Этап 11. Выделить позолоченный рельеф.

Подрисовать металликом золото рельефный рисунок при необходимости выделить наиболее выпуклые места. Для подрисовки орнамента можно использовать тонкую кисть аккуратно нанося рисунок на элементы декора. Если же подрисовку делать методом сухой кисти, то надо снова положить трафарет, чтобы защитить части рисунка от попадания лишней краски на залакированную поверхность.

Этап 12. Создать эффекты состаривания.

Для создания эффекта состаривания можно использовать битум или акриловую краску (умбра), разведенную водой до жидкого состояния. Битум в отличие от краски не высыхает полностью и излишки можно вытереть после просыхания влажной салфеткой. Разведённая краска быстро высыхает и поэтому излишки надо стирать сразу же. Подробнее о создании эффектов состаривания с помощью битумных составов можно почитать здесь.

Этап 13. Выделить позолоченный фрагмент.

Доработать позолоченный фрагмент золотым или бесцветным воском.

Этап 14. Финишная лакировка.

Финишную лакировку нужно делать матовым лаком. Лак должен устранить любую глянцевость, придав фреске строгий матовый налет. Фреска не должна блестеть.

Примечания к работе.

  • Мотив для фрески должен напоминать старину. Как правило, это религиозные мотивы или картины, изображающие быт и колорит той местности, в которой создавались фрески. Яркие цвета и современные мотивы, не подходят для имитации старинной фрески. Подробнее о выборе мотива и цветовой палитры здесь.
  • Латексная шпатлевка подходит для работы только при наличии задумки автора. Это меловая шпатлевка, при высыхании может растрескиваться, в ней много песчаных вкраплений. Она не очень удачно подходит для работы с тонкими рельефами.
  • Под изображением не надо накладывать рельеф толстым слоем, т.к. он может «перебивать» изображение.
  • Шпатлёвку надо наносить мастихином от центра к краям. Не стоит создавать высокий рельеф, поскольку фреска — это, по сути, кусок стены и рельеф должен передавать фактуру старой стены.
  • Клей ПВА делает шпатлевку более жидкой и пластичной. Это помогает создавать более мягкие рельефы и в некоторых случаях может заменить отсутствие дорогих структурных паст.
  • Для освоения техник и секретов имитации фрески в декупаже желательно пройти обучение у состоявшихся мастеров, практикующих создание фрески.
Наталья Колосова. Имитация старинной фрески.

PS: мастер-класс взят из открытых источников.