История фресковой живописи уходит корнями в глубокое прошлое. точную дату появления фресок не принято называть, однако известно, что уже во втором тысячелетии до нашей эры фресковая живопись широко использовалась мастерами. Расцвет технологий настенной живописи наблюдался в средние века в Византии, Риме, в странах Европы и Азии. Роспись по штукатурке практиковали Русские живописцы.

Фреска. Италия. 14 век.
Фреска. Италия. 14 век.

Имитация фрески. Особенности.

 Фреска — это живопись по штукатурке. В древности и средние века искусством создания фрески владели лишь обученные мастера. В современном мире создаются имитации фресок и технологии создания фресок древними мастерами давно утратились. На замену пришли высокотехнологичные материалы, которую используют в декорировании и строительстве. Полюбилась идея создания имитации фресок и мастерам декупажа. Практически любую настенную живопись сегодня могут назвать фреской. Однако фрески отличаются определенными признаками, которые характеризуют античные корни этого искусства.

Декупаж. Имитация фрески.
Декупаж. Имитация фрески.

Первое. Подбор мотива.

Настенные росписи в древней культуре и средневековье использовалась для росписи храмов. В настенной живописи преобладали религиозные сюжеты. Более поздние мотивы передают роскошь и быт хозяев, или колорит местности, в которой художники создавали свои работы. Изображения отражают дух времен расцвета итальянской, византийской живописи. Храмовая роспись, в основе которой лежали Византийские традиции создания фресок создавались в Русской живописи. Фресковая живопись была широко распространена в Европе и Азии, получив свой расцвет в эпоху возрождения.

Средневековая фресковая живопись
Средневековая фресковая живопись

В современном мире фрески создаются лишь в качестве имитаций. И очень важно создавая фреску сегодня стремиться к тому, чтобы передать дух старинности, создать «наслоение времени». Для передачи духа истории современному мастеру нужно как бы проникнуть вглубь времени, передавая характерные черты настенной росписи того народа, которую мастер выбирает в качестве вдохновения. Чтобы имитация была достоверной, мотивы и техника настенной росписи, которую выбирает мастер должна соответствовать определенному времени и местности. А для этого, перед созданием фрески важно, чтобы современный мастер «пропитался» духом той эпохи, места и исторического времени, которую он намерен воссоздать.

настенное панно
Настенное панно. Пример современных мотивов.

Второе. Подбор цветовой палитры.

Во времена создания фресок мастера использовали природные красители. Палитра фресок достаточно сдержанная. В основном преобладают природные земляные пигменты: охра, умбра, марсы, кобальты. Краски растительного или животного происхождения. Красители минерального происхождения: белый (мел, известь) желтый (охра, сернистый мышьяк), красные (киноварь, жженая охра, мышьяк красного цвета). Синий и зеленый (краски медного происхождения). Подбирая цветовую палитру современному мастеру желательно использовать в работе именно ту цветовую палитру, которая характерна для фресковой живописи в той местности и в то время, которую воссоздает художник.

Настенное панно
Настенное панно. Пример современной цветовой палитры.

Третье. Имитация техники.

Техника  создания фресок делиться на две основные категории. Изначально фреской называлась техника живописи водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Но выделяют также и технику по высохшей штукатурке. Само происхождение слова фреска происходит от итальянского «Fresco» — свежий. Пигменты смешивались с водой и наносились на свежую, специальным образом подготовленную гипсовую поверхность. Грунт и закрепляющие вещества создавали основу для краски, которая пропитывала штукатурку. При высыхании известь создавала кальциевую пленку, придавая устойчивость краске. Фрески античных времен обладали долговечностью. Благодаря особым технологиям они сохранились сквозь века и донесли до наших дней отражение истории. Иногда поверхность полировалась горячим воском или в работе мастера использовали восковые краски и восковый медиум. Техника живописи, в основе которой связующим веществом красок является расплавленный воск называется энкаустикой.

Современная имитация фрески.
Современная имитация фрески.

Современные техники имитации фресок включают в себя работу со специально подобранными материалами. Именно поэтому, чтобы обучиться искусству имитации фресок необходимо обучаться непосредственно у мастеров, которые только лично могут передать секреты используемых техник и материалов.

Четвертое. Продуманность этапов работы.

Основная трудность фресковой живописи состояла в том, что работу надо было начинать и заканчивать в один день, пока штукатурка не потеряла своих свойств. Мастеру надо четко представлять всю композицию и последовательность работы в каждой ее части. Современные материалы дают возможность оставлять работу, просушивать, выполнять поэтапно. Однако, как и в старые времена мастеру надо четко заранее представлять, что он хочет получить, каких эффектов желает добиться, какова последовательность работы. Современная имитация фрески характеризуется многослойностью, продуманностью этапов и шагов по созданию работы.

Имитация фрески
Елена Юрьева. Венецианские мотивы.

Подводя итог можно сказать следующее:

Перед началом работы по созданию имитации фрески важно познакомиться с шедеврами той эпохи, той местности, которую современный мастер намерен воссоздавать.

Для того, чтобы попробовать себя в технике создания фрески для начала может быть достаточно участия в мастер-классе с носителем этого мастерства, который научит подбирать краски, мотивы изображений, раскроет секреты мастерства и последовательность работы.

Художественное образование для создания фресок конечно же помогает, но не является критичным. Современные техники декупажа помогают использовать в работе готовые мотивы на декупажных салфетках или распечатках. Однако развивать свой художественный вкус, грамотность, чувство цвета и навыки работы с различными материалами важно любому, кто чувствует в себе желание творить и создавать свои шедевры.

Создание фактуры фрески. Мастер-класс

Приятного творчества!

В публикации использованы изображения, взятые из открытых источников.