Содержание
История фресковой живописи уходит корнями в глубокое прошлое. точную дату появления фресок не принято называть, однако известно, что уже во втором тысячелетии до нашей эры фресковая живопись широко использовалась мастерами. Расцвет технологий настенной живописи наблюдался в средние века в Византии, Риме, в странах Европы и Азии. Роспись по штукатурке практиковали Русские живописцы.
Имитация фрески. Особенности.
Фреска — это живопись по штукатурке. В древности и средние века искусством создания фрески владели лишь обученные мастера. В современном мире создаются имитации фресок и технологии создания фресок древними мастерами давно утратились. На замену пришли высокотехнологичные материалы, которую используют в декорировании и строительстве. Полюбилась идея создания имитации фресок и мастерам декупажа. Практически любую настенную живопись сегодня могут назвать фреской. Однако фрески отличаются определенными признаками, которые характеризуют античные корни этого искусства.
Первое. Подбор мотива.
Настенные росписи в древней культуре и средневековье использовалась для росписи храмов. В настенной живописи преобладали религиозные сюжеты. Более поздние мотивы передают роскошь и быт хозяев, или колорит местности, в которой художники создавали свои работы. Изображения отражают дух времен расцвета итальянской, византийской живописи. Храмовая роспись, в основе которой лежали Византийские традиции создания фресок создавались в Русской живописи. Фресковая живопись была широко распространена в Европе и Азии, получив свой расцвет в эпоху возрождения.
В современном мире фрески создаются лишь в качестве имитаций. И очень важно создавая фреску сегодня стремиться к тому, чтобы передать дух старинности, создать «наслоение времени». Для передачи духа истории современному мастеру нужно как бы проникнуть вглубь времени, передавая характерные черты настенной росписи того народа, которую мастер выбирает в качестве вдохновения. Чтобы имитация была достоверной, мотивы и техника настенной росписи, которую выбирает мастер должна соответствовать определенному времени и местности. А для этого, перед созданием фрески важно, чтобы современный мастер «пропитался» духом той эпохи, места и исторического времени, которую он намерен воссоздать.
Второе. Подбор цветовой палитры.
Во времена создания фресок мастера использовали природные красители. Палитра фресок достаточно сдержанная. В основном преобладают природные земляные пигменты: охра, умбра, марсы, кобальты. Краски растительного или животного происхождения. Красители минерального происхождения: белый (мел, известь) желтый (охра, сернистый мышьяк), красные (киноварь, жженая охра, мышьяк красного цвета). Синий и зеленый (краски медного происхождения). Подбирая цветовую палитру современному мастеру желательно использовать в работе именно ту цветовую палитру, которая характерна для фресковой живописи в той местности и в то время, которую воссоздает художник.
Третье. Имитация техники.
Техника создания фресок делиться на две основные категории. Изначально фреской называлась техника живописи водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Но выделяют также и технику по высохшей штукатурке. Само происхождение слова фреска происходит от итальянского «Fresco» — свежий. Пигменты смешивались с водой и наносились на свежую, специальным образом подготовленную гипсовую поверхность. Грунт и закрепляющие вещества создавали основу для краски, которая пропитывала штукатурку. При высыхании известь создавала кальциевую пленку, придавая устойчивость краске. Фрески античных времен обладали долговечностью. Благодаря особым технологиям они сохранились сквозь века и донесли до наших дней отражение истории. Иногда поверхность полировалась горячим воском или в работе мастера использовали восковые краски и восковый медиум. Техника живописи, в основе которой связующим веществом красок является расплавленный воск называется энкаустикой.
Современные техники имитации фресок включают в себя работу со специально подобранными материалами. Именно поэтому, чтобы обучиться искусству имитации фресок необходимо обучаться непосредственно у мастеров, которые только лично могут передать секреты используемых техник и материалов.
Четвертое. Продуманность этапов работы.
Основная трудность фресковой живописи состояла в том, что работу надо было начинать и заканчивать в один день, пока штукатурка не потеряла своих свойств. Мастеру надо четко представлять всю композицию и последовательность работы в каждой ее части. Современные материалы дают возможность оставлять работу, просушивать, выполнять поэтапно. Однако, как и в старые времена мастеру надо четко заранее представлять, что он хочет получить, каких эффектов желает добиться, какова последовательность работы. Современная имитация фрески характеризуется многослойностью, продуманностью этапов и шагов по созданию работы.
Подводя итог можно сказать следующее:
Перед началом работы по созданию имитации фрески важно познакомиться с шедеврами той эпохи, той местности, которую современный мастер намерен воссоздавать.
Для того, чтобы попробовать себя в технике создания фрески для начала может быть достаточно участия в мастер-классе с носителем этого мастерства, который научит подбирать краски, мотивы изображений, раскроет секреты мастерства и последовательность работы.
Художественное образование для создания фресок конечно же помогает, но не является критичным. Современные техники декупажа помогают использовать в работе готовые мотивы на декупажных салфетках или распечатках. Однако развивать свой художественный вкус, грамотность, чувство цвета и навыки работы с различными материалами важно любому, кто чувствует в себе желание творить и создавать свои шедевры.
Приятного творчества!
В публикации использованы изображения, взятые из открытых источников.